Версия для слабовидящих
Муниципальное автономное учреждение культуры филиал «Очерская детская библиотека» Центральная библиотека Очерского городского округа
г. Очёр, ул. Ленина, 33
Тел.: (34278) 3-13-31

Информационно-экологическое просвещение в библиотеке

Уважаемые коллеги и родители!

Представляем вам программы экологического просвещения детей, внедрённые и используемые в деятельности нашей библиотеки.

Историко-экологический конкурс «Очерский край - люби его и воспевай!»

Литературно-экологический час "Лесные полянки Виталия Бианки"

Праздник "Арбузник"

Литературно-экологический час  "Знакомьтесь, Борис Заходер: лучший друг пернатых и мохнатых"

Игровая программа «День луковой слезинки»

Экологическое путешествие «По страницам Красной книги»

 

    Историко-экологический конкурс «Очерский край - люби его и воспевай!»

Цели и задачи: - Формирование высокого уровня гражданской позиции и отечественной культуры среди детей и подростков, возрождение и сохранение народных традиций родного края, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде;

- Изучение особенностей национальных традиций и культурных ценностей родного края;

- Патриотическое воспитание на примере жизни и деятельности соотечественников, чьи имена связаны с городом Очер.

Данный конкурс был посвящен 255-летию Очера и 90-летию Очерского муниципального района, в котором приняли участие 50 очерских школьников с третьего по девятый классы. Конкурс проводился по следующим номинациям:

- Историко - культурное наследие

Работы учащихся содержали информацию о достопримечательностях родного края, имеющих историческую, культурную и природные ценности, об уголках Очера и района. В этой номинации лучшей была признана работа ученицы 7 класса ОСОШ №3 Агарковой Дианы «Образ реки Очер в произведениях местных авторов». С большой любовью и практической точностью она изучала образ реки Очер в стихах местных поэтов.

- Летопись славных имен и деяний

Номинацию представляют очерки, рефераты об уроженцах г.Очера и района, а также о людях, чьи имена связаны с нашим краем, внесших вклад в историю Очера или района. В этой номинации была отмечена Шардакова Олеся, ученица 7 класса ОСОШ №3 с работой «Душа «Очерской лиры» по творчеству Т.А.Дрозд

- Дары земли Очерской

В этой номинации представлялись сведения о различных видах животных и растений, распространенных на территории Очерского района, которые заслуживают особого внимания и признания в связи с их особенностями, такими как декоративность, ценные качества и свойства. Здесь наиболее объемной, исчерпывающей по количеству и разнообразию видов животных и птиц была презентация Елизаветы Ризель, ученицы 8 класса ОСОШ №3.

Конкурс «Очерский край – люби его и воспевай!» показал, что интересы детей в освоении темы малой родины широки. Под руководством опытных и творчески одаренных педагогов школьники способны рассказать много нового об известных местных событиях и людях, по-новому взглянуть на исторические факты.

 

    Литературно-экологический час "Лесные полянки Виталия Бианки"

 Цель: Познакомить с жизнью и творчеством писателя - натуралиста В.В.Бианки.

Задачи:

- На основе сказок и рассказов писателя воспитывать любовь и уважение к миру природы;

- Учить понимать природу, ее законы и особенности;

- Развивать мышление и наблюдательность

Литературно-экологический час посвящен жизни и творчеству писателя ­натуралиста В.В.Бианки, которого часто называют «лесным корреспондентом», «лесным сказочником». Все написанное Бианки - это праздник узнавания. Открытия ждут на каждом шагу. Книги Бианки помогают найти ключи ко многим тайнам окружающего нас мира. Дошкольники и младшие школьники с большим интересом слушали аудио книги по сказкам писателя: хвосты, первая охота, лис и мышонок, чей нос лучше, лесные домишки, как муравьишка домой спешил и Т.Д. С удовольствием смотрели мультфильмы, созданные по сказкам писателя: оранжевое горлышко, высокая горка, мышонок пик, чьи это ноги?, синичкин календарь, как дед великое равновесие нарушил. А затем ребята посмотрели презентацию, совершили экскурсию по страницам книг ученого и писателя - Виталия Бианки.        

Теперь наступил викторины черед,

Ребят на экране давно она ждет.

Дети участвовали в конкурсе «Птичья галерея» (Ребятам предлагалось по фотографиям узнать птиц). Игра «Летает, не летает» (Ведущий называет птиц, дети машут руками, если птица летает, а если не летает, приседают) Дальше «Угадай, кто это?» (По описанию ребятам предлагается угадать персонажей произведений В.Бианки, вспомнить, как называется рассказ или сказка). Заканчивается мероприятие викториной «Знатоки произведений Бианки»

У участников литературно-экологического часа появилось желание прочитать рассказы и сказки Бианки, потому что книги этого писателя учат читателя наблюдать, думать, раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей, птиц, насекомых.

 

    Праздник "Арбузник"

Цель:

  • познакомить детей с историей любимой ягоды;
  • показать полезность арбуза для организма человека;
  • развивать фантазию, монологическую речь, умение видеть прекрасное в обыкновенных предметах окружающего мира (в частности, в арбузе);
  • развивать коммуникативные навыки

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени: овощах и фруктах.

2. Развивать связную речь, дружеские отношения, умение работать в группе

Праздник «Арбузник” в начальной школе продолжает Цикл «Осенние праздники». Для кого-то осень – время печали и грусти. Для детей осень – начало нового учебного года, новых знаний и открытий…И  в этот раз придя в детскую библиотеку, дети узнали много нового о любимом всеми арбузе.

Библиотекарь рассказал детям, что оказывается, арбуз знали в Египте ещё 4000 лет назад. На рисунках древних египтян, в гробницах, были найдены изображения арбузов: семена и остатки листьев.

Что является родиной арбуза, как называется место, где растет арбуз, когда арбуз появился в России, достоин ли арбуз памятника -  эта и другая  информация была предоставлена учащимся.

Дети были разделены на две команды и  проведен весёлый арбузный турнир, за правильные ответы в котором победители получали в виде  жетонов, арбузные семечки. Загадки, весёлые конкурсы, кто быстрее сложит правильно пословицу, хвалебное слово и многое, многое другое -  это всё о вкусной ягоде – арбуз. В конце встречи прослушали детские песенки об арбузе и конечно же весело лакомились им.

 

    Литературно-экологический час  "Знакомьтесь, Борис Заходер: лучший друг пернатых и мохнатых"

Цели и задачи:

- Познакомить детей  с произведениями Б. Заходера;

- Способствовать воспитанию бережного отношения к животным;

- Развивать познавательные и творческие способности детей

Кто, будучи ребенком, не читал сам, а спустя годы своим детям милые детские стихи замечательного поэта и сказочника Бориса Заходера? Его произведения можно встретить едва ли не в каждом сборнике стихотворений для детей, в учебных книгах и хрестоматиях, потому что его произведения близки детской природе, детскому мировосприятию. Они привлекают детей своими простыми запоминающимися рифмами, понятными и любимыми персонажами, большинство из которых – звери.

Основная тема творчества Заходера как детского поэта и сказочника – природа и животные. Звери, птицы и рыбы густо населяют поэтический и сказочный мир писателя. Любовь к природе, стремление раскрыть перед ребенком тайны животного и растительного мира проявляются в сказках Заходера. В этом году исполняется 45 лет замечательным сказкам писателя «История гусеницы», «Почему рыбы молчат», «Ма- тари-кари». Дошкольники и младшие школьники с интересом и вниманием смотрели презентацию, совершили путешествие по сказкам писателя. На встрече дети разгадывали загадки, рисовали любимых персонажей сказок, отвечали на вопросы викторины, участвовали в разгадывании филфорда «Разные животные», узнавали героев сказок в «Портретной галерее». А еще узнали, что в основе сюжета каждой сказки лежит загадочное явление, чудо природы: превращение гусеницы в бабочку («История гусеницы»), почему судак – болтливая рыба замолчал навсегда («Почему рыбы молчат»), почему маленькая птичка Тари оказалась всех храбрее и смелее (« Ма-тари-кари»).

Ребята побывали в Стране Вообразилии Бориса Заходера. Пусть же живет и процветает страна Вообразилия – страна творчества, страна счастливого детства.

 

    Игровая программа «День луковой слезинки»

Цель:

- Формировать у детей основы культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни;

- Привлечь внимание детей к огородной культуре – луку;

Задачи:

- Расширить знания детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

- Пробудить у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем

- Познакомить детей с историей появления лука;

На игровую программу пришли ребята из детских садов и младшие школьники. Мероприятие было необычное – День луковой слезинки. В гости был приглашен веселый, озорной мальчик – луковка Чиполино, главный герой сказки итальянского писателя Д. Родари «Приключения Чиполино». Библиотекарь начала свое мероприятие с беседы о том, что 21 сентября по народному календарю отмечали вторые осенины, то есть вторую встречу осени и этот день назывался день луковой слезинки. На вопрос библиотекаря «Почему этот день так назывался?», дети ответили, что лук бывает горьким, а кто его собирает, тот слезу проливает. В это время в старину повсеместно шла уборка репчатого лука, на базарах начинали им торговать. Девушки заплетали из лука косы и подвешивали к потолку – для дальнейшего хранения. Затем Чиполино рассказал об истории лука, что репчатый лук известен нам уже более 6000 лет, он и кормил, и лечил всю крестьянскую семью от мала до велика, что существует более 400 видов лука. Дети узнали интересные факты о луке, что лук в народе пользовался большим уважением как крайне полезное растение.

В ходе мероприятия ребята рассказали, какие они знают загадки, пословицы, поговорки и приметы о луке. Под веселую музыку была проведена игра «Веселый огородник».

 

    Экологическое путешествие «По страницам Красной книги»

Цели и задачи: - Формировать условия для развития эмоциональной и познавательной сфер школьников в процессе знакомства с Красной книгой;

- Расширить и углубить знания учащихся о жизни животных и растений; познакомить детей с причинами их исчезновения;

- Воспитать бережное отношение к природе.

В рамках Международного Дня Земли в детской библиотеке было проведено мероприятие- экологическое путешествие «По страницам Красной книги». Участниками мероприятия стали учащиеся 1-4 классов.

Ведущие познакомили детей с историей появления Красной книги, как государственного документа, в котором собрана информация о редких и исчезающих видах растений и животных. Рассказали о том, что Красная книга призывает изучать эти виды и советует как сохранить их.

На мероприятии была показана презентация о Красной книге, где дети узнали, что Красную книгу называют Документом совести человека и что для удобства пользования страницы у книги разноцветные: на красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения; на желтых – уязвимые виды; на белых – сведения о редких видах; на серых – сведения о малоизученных и редких видах; на зеленых – сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. А на черных страницах находятся те виды, которые вообще исчезли с лица Земли. И далее пошел разговор о том, что, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.

Ребята участвовали в викторине, в конкурсах, отгадывали загадки по растительному и животному миру, был показан мультфильм «На лесной тропе». После мероприятия дети с интересом просматривали книги и журналы, представленные на книжной выставке «Эти книжные страницы в мир природы приведут».

 

 

 

К списку статей