Версия для слабовидящих
Муниципальное автономное учреждение культуры филиал «Очерская детская библиотека» Центральная библиотека Очерского городского округа
г. Очёр, ул. Ленина, 33
Тел.: (34278) 3-13-31

Работа информационно-правового центра

Уважаемые коллеги и родители!

Представляем вам программы правового просвещения детей, внедрённые и используемые в деятельности нашей библиотеки.

Проект "Живая библиотека"

Игровая беседа "Спорт для всех и каждого"

Дискуссионная площадка "Оправдан ли шаг захватчика"

Игра-путешествие по литературным произведениям "Легко ли быть бездельником?"

 

   Проект "Живая библиотека"

Цель: организовать пространство для знакомства и общения детей-читателей с разными взрослыми опытными людьми-«книгами».

Задачи:

  • пригласить читателей для получения нового и необычного читательского опыта;
  • пригласить взрослых людей, которые достойно выступят «книгами»;
  • организовать работу волонтёров;
  • подготовить читательские билеты, программы, работу в зоне ожидания;
  • подготовить листы отзывов – рефлексия читателей от полученного опыта;
  • настроиться на положительное общение со своими читателями.

Родина проекта «Живая библиотека» - Дания. Инициатор проекта – Ронни Абелгер. Данная акция проводится с целью создания связей между различными, незнакомыми людьми посредством общения. Работает проект, как и обычная библиотека, в которую приходит читатель, на него оформляется читательский билет. Из каталога книг новый читатель выбирает понравившуюся или нужную книгу и читает её. Разница лишь в том, что в «Живой библиотеке» книги – это живые люди, а чтение – это общение. В результате такого общения читатель познаёт мир, не знакомый для него, узнаёт что-то новое или просто получает колоссальный позитивный заряд на будущее. Смотря книгу какой судьбы он захочет прочесть.

Сотрудники Очёрской детской библиотеки узнали об этом проекте ещё в 2014 году и загорелись его реализацией в стенах своего учреждения. Предварительная работа началась за несколько месяцев до реализации проекта. Были выбраны местные «книги», кто согласится общаться и делиться своим жизненным опытом с юными читателями, приглашены волонтёры, ученики ОСОШ №1, для помощи в организации «Живой библиотеки». Партнёры по реализации проекта – сотрудники краевой библиотеки имени Кузьмина – провели мастер-класс «Живой библиотеки» и привезли интересные «книги».

Итак, 6 июня 2015 г в Очёр в качестве «книг» приехали стрит-арт-художник Илья из Звёздного, международный волонтёр Юлия и девушка, пережившая смертельную болезнь, Светлана из Перми. Очёрские «книги»: многодетная мама Галина Анатольевна, фельдшер скорой помощи Любовь Анатольевна, тренер по рукопашному бою Виктор Викторович, иностранец в России – мистер Йисма.

С каждой «книгой» читатели беседовали в течение 20 минут. Чтение «книги» проходило в отдельном помещении. Одновременно «книгу» читали от 1 до 3 человек.

Между чтением «книг» посетители библиотеки пребывали в зоне ожидания, где работал мастер-класс по модульному оригами. Педагог М.Г. Курбатова вместе с читателями «Живой библиотеки» смастерила корабль как символ продолжительного плавания нового и интересного проекта.

На выходе из учреждения был размещён стенд с предложениями, которые должны продолжить читатели после посещения «Живой библиотеки». Обратная связь аудитории и организаторов.

Данные о сфере и особенностях передового опыта

Такие проекты, как «Живая библиотека» - это командная работа, которую необходимо хорошо продумывать. Детская библиотека реализовала проект при поддержке специалистов краевой детской библиотеки имени Л.И. Кузьмина. Предварительно была проведена большая работа по подбору будущих «книг», по приглашению читателей, возраст которых должен быть от 10 до 14 лет. Организационная деятельность по разработке читательских билетов, каталогов с цитатами из речи «живых книг», по составлению расписания прочтения «книг» также была проведена заранее.

При реализации данного проекта необходимо ознакомиться с брошюрами «Живая библиотека», которые можно получить у специалистов краевой детской библиотеки.

Результаты, эффективность, полученные от применения передового опыта

Очёрская детская библиотека – первая в Пермском крае библиотека, которая внедряет опыт проведения «Живых библиотек» вне краевой столицы. Этот проект впервые вышел за пределы Перми. Также впервые детское учреждение встретило в день проведения акции «Живая библиотека» более 50 читателей. В других детских учреждениях читателей было значительно меньше. Секрет большого числа читателей в том, что сотрудники библиотеки предварительно разрекламировали этот новый и необычный способ получения информации среди постоянных читателей библиотеки, и они захотели прийти и принять участие в акции даже несмотря на то, что это был выходной день.

 

     Игровая беседа "Спорт для всех и каждого"

Одной из актуальных и важных тем, которыми отличился начавшийся 2014 год, стала 22 зимняя Олимпиада в Сочи. Её проведение и то, что Олимпиада проходила в России, вызывало огромный интерес у детей и взрослых.

Цель: популяризация темы спорта среди детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Развитие в детях чувства патриотизма и гордости за свою малую родину и страну в целом.
  2. Закрепление знаний об истории Олимпийских игр.
  3. Знакомство детей с правовыми основами занятий спортом.

Ход мероприятия:

Уроки в форме игровой беседы «Спорт для всех и каждого» были проведены до начала Олимпиады, в ходе её и завершились в последнюю неделю её проведения. В основном, воспитанники начальных классов ОСОШ№1 посетили эти мероприятия.

В читальном зале библиотеки в это же время были разработаны М.В. Поповой выставки «История белых Олимпиад» и «Наши земляки – участники Олимпиад».  Школьники приходили в читальный зал на мероприятие и работали непосредственно по материалам выставок.

Перед тем, как обсуждать Олимпиаду, ребята рассказывали о том, каким спортом они увлечены, кто ведёт у них физкультуру, какие спортивные учреждения Очёрского района они знают, где они могут заниматься спортом. Затем дети знакомились с нормами ФЗ «О физической культуре и спорте», которые гласят, что каждый человек в нашей стране может свободно заниматься любым видом спорта. А также дети узнали, что такое физкультура и зачем эта дисциплина введена в школе (для оздоровления детей).

Плавно переходя от закона к жизни, библиотекарь знакомил детей с земляками, которые были участниками Олимпиад (Колчина, Носов, Меньшенин). Фото олимпийцев взяты из районной газеты «Очёрский край» и книги В. Выголова «Очёр и планета».

С гордостью озвучив имена очёрских олимпийцев, дети начинали отвечать на вопросы викторины по истории Олимпиады. На большинство вопросов малыши отвечали. Но были и такие вопросы, ответы на которые детям было узнать полезно. Например, показав картинку Олимпийских колец, символизирующих пять континентов, библиотекарь спрашивал: «Где в Очёре можно встретить эти кольца?»  Многие говорили: «На доме на Мызе». А почему – уже сказать никто не мог. Ребята знакомились с интересным фактом местного значения.

Также в ходе мероприятия дети познакомились с нормами закона РФ «Об организации и проведении 22 зимних Олимпийских  игр в Сочи» и программы «Развитие физкультуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае».

За правильные ответы каждому ребёнку вручили цветную памятную закладку, в которую вошли нормы законов, история зимних Олимпиад – всё это на фоне ярких Олимпийских символов и талисманов.

 

   Дискуссионная площадка "Оправдан ли шаг захватчика"

В феврале этого (2014) года исполнилось ровно 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда.  9 Мая мы всегда празднуем День Победы, великой Победы нашего народа над фашистской Германией. Поэтому мероприятие о Великой Отечественной войне прошли в детском правовом центре ЦДБ в течение всего второго квартала для детей 8-9 классов и старшеклассников.

Цель: осознание возможности появления фашизма и в наши дни среди подрастающего поколения.

Задачи:

  1. Развитие в умах и сердцах подростков чувства патриотизма и гордости за свою великую Родину.
  2. Понимание ужасов и трагизма идеологии нацизма на примере фашистской Германии.
  3. Знакомство с нормами Международного гуманитарного права (права войны).
  4. Развитие способности детей размышлять по поводу увиденного в документальном кино.

Ход мероприятия:

Дискуссионная площадка – форма работы, позволяющая провести занятие с подростками, которые готовы рассуждать и обобщать, делать выводы по поводу разговора или по поводу просмотра фильма.

Для работы с детьми были использованы следующие источники: документальный фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» (1965 год), электронные документы о Международном гуманитарном праве из справочной правовой системы «Консультант-плюс», информацию о блокаде Ленинграда и о движении сопротивления в концлагерях из Книги памяти Очёрского района (т.2,3).

О блокаде Ленинграда дети рассказывали сами, по вопросам библиотекаря. Выстраивалась картина происшедших событий в те страшные 900 дней. Эту тяжёлую картину дополняло прочтение воспоминаний блокадников, которые собраны журналистами (по материалам Книги памяти). В ходе прочтения выяснялось, что дети не знают, что такое жмых, что его можно употреблять в пищу; что такое «бадаевская» земля; сколько хлеба давали блокадникам и из чего он был испечён. Дети были в ужасе от подробностей блокады, от того, что подвергались испытаниям в те времена такие святые чувства, как материнская любовь.

После того, как прошла дискуссия о блокаде, библиотекарь задавал вопрос: как вы считаете, существуют ли нормы права, которые действуют во время военных действий? Затем библиотекарь рассказывал читателям о праве военного времени, об основных его нормах. На примере ситуации с Украиной ученики сами рассуждали о применении норм МГП (о работе журналистов и сотрудников Красного креста в «горячих точках», о запрете применения некоторых видов снарядов (фосфорных, например), о том, что вторжение армии Третьего рейха, без объявления войны, с уничтожением огромного количества мирных жителей, невозможно оправдать нормами права. Библиотекарь знакомит читателей с тем, что основные документы МГП были разработаны только после Второй мировой войны, самой страшной в истории человечества.

После этого, дети смотрят отрывки из фильма «Обыкновенный фашизм». Фильм документальный, продолжительный, но библиотекарь включает лишь первую главу (10 мин.) и ещё два отрывка продолжительностью по пять-семь минут. Выбраны щадящие, но в то же время ошеломляющие своей правдой моменты. В самом начале фильма режиссёр, он же озвучивает фильм, говорит, что это фильм-размышление, фильм-предупреждение для молодёжи. В конце мероприятия библиотекарь спрашивает детей о впечатлениях от фильма и о том, почему этот фильм является предупреждением для молодёжи. В основном, все отвечали: потому что идея главенства одной нации над другими жива до сих пор. Только дети не могли представить, что фашизм настолько жесток и ужасен.

Для облегчения усвоения материала библиотекарь в начале мероприятия раздаёт листы-памятки о нормах МГП, данные о блокаде Ленинграда и фильме.

 

   Игра-путешествие по литературным произведениям "Легко ли быть бездельником?"

Это мероприятие было разработано для летних оздоровительных площадок. Часто лагеря носят трудовой характер. Даже если лагерь спортивный, то ребята в нём трудятся на ниве спорта. Мероприятие посвящено теме ценности труда.

Цель: выработать в сознании детей понимание ценности и важности труда для человека.

Задачи:

  1.  Выработка понятия «труд», усвоение его разновидностей.
  2. Понимание необходимости труда в жизни человека, понимание того, что человеку в жизни воздаётся по его трудам на примере литературных и народных сказок.
  3. Отработка навыка чтения вслух.

Ход мероприятия:

Для проведения игры-путешествия библиотекарь разработал интеллектуальную игру по форме «Десятка», с помощью которой дети путешествуют по литературным произведениям. В основе игры образы ленивых и трудолюбивых литературных персонажей. Чтобы дети не только самостоятельно выполняли задания, но и работали вместе, библиотекарем предусмотрено, что часть заданий они выполняют вслух все вместе, часть командами – сами за себя. Например, заканчивают пословицы о труде вслух, а по изображениям угадывают героев или исправляют изменённые названия сказок в командах.

В ходе мероприятия библиотекарь также рассказывает детям об ответственности, которую несли взрослые советские граждане, которые не работали, - тунеядцы.

Также для мероприятия нужны Конституция РФ (ст. 37) и некоторые статьи Трудового кодекса РФ (по данным системы «Консультант-плюс») о праве свободного выбора профессии и места трудоустройства, о праве на отдых.

В начале мероприятия, чтобы ввести детей в тему труда, библиотекарь читает вслух сказку Одоевского «Два плуга» из книги «Сказки русских писателей». В сказке говорится о пользе труда. Затем дети рассказывают, что такое труд (в их понимании). Библиотекарь даёт обзор современных норм о труде, рассказывает, что труд делится на интеллектуальный и физический. Дети сами называют примеры этих двух видов труда.

Затем проводится часть игры. Читатели делают вывод: в сказках трудолюбивые герои всегда становятся богатыми и счастливыми.

После этого читатели смотрят мультфильм «Нехочуха» и говорят о своих домашних обязанностях, как о посильном для них каждодневном труде в период каникул. Вторая часть игры-путешествия посвящена детским трудовым обязанностям.

В конце библиотекарь читает стихотворение Берестова «Мужчина» о том, как мальчик во время войны помогает маме по дому, о важности этой работы.

Завершающей нотой мероприятия становится вывод, который делают дети: герой – этот тот, кто трудится, бездельником быть не почётно, кажется, что это легко, а на самом деле безделие обернётся плохими последствиями.

При проведении данного мероприятия библиотекарь несколько раз использовала образ Незнайки, переодеваясь в этого литературного персонажа и выстраивая сценарий от имени этого героя.


К списку статей