Версия для слабовидящих
Очёрская центральная детская библиотека Муниципальное бюджетное учреждение культуры
г. Очёр, ул. Ленина, 33
Тел.: (34278) 3-13-31

Патриотическое воспитание в библиотеке

Уважаемые коллеги и родители!

Представляем вам программы патриотического воспитания детей, внедрённые и используемые в деятельности нашей библиотеки.

Устный журнал "Эхо великой войны"

Литературный вечер "Прославлены и венчаны на небесах. Пётр и Февронья Муромские"

Беседа о словах-паразитах "Начни с себя"

Акция "Детям читай, Пермский край"

Неделя информации "Была война. Была победа..."

Игра-фотослед "Очёрскому краю 80 лет"

Творческая мастерская "Создай историю буквы"

Познавательный час «Роль военного плаката в годы Великой Отечественной войны»

 

    Устный журнал "Эхо великой войны"

 Устный журнал посвящён памяти о великих событиях 1914-1918 гг.

Цель: дать информация о причинах и начале войны, о важных сражениях (таких, как Брусиловский прорыв), о героях и наградах, познакомиться с  воспоминаниями о  наших земляках, участниках Первой мировой войны.

Возрастная категория: для учащихся средних и старших классов.

Ровно 100 лет исполняется со дня начала Первой мировой войны, столь тяжёлой и затяжной для России.

На экране высветилось название журнала (переворачиваем страницу)

Первая страница «Оглядываясь на столетие назад».

Ведущая, предложив переместиться учащимся виртуально, на сто лет назад, задала вопрос: что же знают они о своей стране в начале прошлого века? Ведь немногие знают, что представляла собой Россия к началу войны.

Многим на первый взгляд это время показалось далёким и скучным, но постепенно увлекаясь интересной информацией,  фактами, ребята проявляли всё больший интерес к услышанному.  Небывалый расцвет науки, культуры, производства, развитие транспорта и средств связи, активная работа ученых – всё это выдвинуло Россию в число первых стран мира (переворачиваем страницу)

Вторая страница «Начало и причины войны».

На второй странице журнала наглядно, с помощью презентации, школьники узнали о причинах начала Второй мировой войны. Узнали и о том, что русским лётчиком был совершён первый в истории мировой авиации воздушный таран и о других подвигах наших солдат. С началом войны наша страна слабела и истощалась на глазах, и к концу войны четыре империи прекратили своё существование. (переворачиваем страницу)

Третья страница «Земляки на Первой мировой».

Дети просмотрели фотографии, архивные документы  - воспоминания о наших земляках, участниках Первой мировой, прослушали стихи А. Ахматовой, О. Емельяновой и сделали вывод, что изучая историю, каждый может найти объяснение отдельным её фактам.

В читальном зале была оформлена книжная выставка «Забытая Великая война», которая очень помогала наглядно при освоении данного материала. Эта выставка была представлена на районный конкурс и имела высокую оценку специалистов из КДБ им. Л.Кузьмина.

Устный журнал был проведён три раза.

 

    Литературный вечер "Прославлены и венчаны на небесах. Пётр и Февронья Муромские"

 Цель: познакомить с жизнью святых Петра и Февроньи Муромских.

Задачи:

- раскрыть духовно-нравственные основы семьи;

- на примере этих святых дать понятие слово «семья».

Духовно-нравственные основы семьи – тема очень актуальная сегодня. Тема, о которой шел разговор, поистине неисчерпаема, ее не охватить никаким количеством знаний.

Любовь, брак, семья… Каждый человек всегда, всю жизнь думает о любви, нуждается в ней, ждет ее, стремится к ней.

Жития святых Петра и Февроньи Муромских учат нас великому и простому: верности, способности нести тяготы семейной жизни не как обузу, а как радость и желанный крест.

Этим святым посвящен новый российский праздник – 8 июля – День любви, семьи и верности. Отмечается с 2008 года.

Существуют уже памятная медаль и орден благоверных князя Петра и Февроньи. А символом этого русского праздника стала простая ромашка.

Участники встречи с большим вниманием  и интересом прослушали исторический материал об этой семье, которая прославилась не только верностью и любовью друг к другу, но большим служением народу. Время их княжения историки считают спокойным и благодатным. Они явили образец христианского супружества не только в жизни, но и в смерти.

В жизнеописании этих святых нет подвигов монашества и мученических страданий за веру Христову. Однако Церковь прославляет их как святых, являющих собой образец христианского супружества, которые пронесли свою любовь через многие испытания.

Князь Петр и его супруга Февронья Муромские – ярчайшие личности Древней Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы.

На встрече присутствовали подростки лагеря дневного пребывания Осош№3 «Истоки» руководитель Мокрушина О.В.

 Материал подан с помощью медиа аппаратуры.

 

    Беседа о словах-паразитах "Начни с себя"

Цель: изучение проблемы засорённости речи учащихся словами – паразитами и поиски путей решения данной проблемы.

А проблема состоит в том, что наш прекрасный, богатый русский язык засоряется ненужными словами, речь становится малопонятной.  Тема злободневна, потому что «могучий и великий русский язык», язык величайших людей должны знать и уметь правильно использовать в речи все люди, живущие в России. Об этом шла речь с участниками мероприятия.

Слова-паразиты в своей речи употребляют и школьники. С этим явлением нужно бороться.

Библиотекарь рассказала о причинах  возникновения слов-паразитов:

-      Из-за бедности словарного запаса.

-      Чтобы «выиграть время.

-      Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос.

-      Когда человек волнуется или торопится.

-      Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.

-      Дурные привычки.

Библиотекарь рассказала детям о том, что:

-      слова становятся паразитами от чрезмерного употребления, при этом они утрачивают первоначальное значение, используются в качестве связки слов;

-      слова-паразиты – негативное языковое явление;

-      слова-паразиты употребляют в своей речи более 50% школьников;

-      необходимо объединить усилия взрослых и детей для борьбы со словами-паразитами.

На мероприятие были приглашены школьники восьмого класса коррекционной школы по просьбе воспитателя. Эти дети  имеют проблему общения не только с окружающими ребятами, но и с учителями, воспитателями.

После долгих раздумий, ведущая решила начать встречу нетрадиционно, т.е.  применив поговорку «Клин клином вышибают».  Ребята испытали лёгкий шок,  услышав слова-паразиты в лексике библиотекаря. Выдержав паузу после предисловия, ведущая попросила поднять руку, кому было стыдно слышать такие слова. Результат не заставил себя ждать.

Мероприятие прошло не в назидательной форме, а в доверительной. Через некоторое время ребята уже активно участвовали в разговоре, искренне отвечали на вопросы. Приводили примеры. Задумались, прослушав  стихотворение В. Шефнера «Слова».

В заключение  встречи уже многие из присутствующих самостоятельно пришли к выводу «в отношении с другими надо поступать так, как вы  хотели бы, чтобы они поступали с вами».

 

    Акция "Детям читай, Пермский край"

 Цель: Продвижение пермской детской книги и детского чтения

Краткое описание передового библиотечного опыта:

Представители городской и районной администрации читают отрывки произведений пермских детских писателей детям и подросткам  в центральной детской библиотеке.

Колчанова Людмила Савельевна - руководитель аппарата Очерского городского поселения, начальник общего отдела.

Комарова Наталья Михайловна - заместитель главы Очерского городского поселения начальник финансово-экономического отдела

Головач Светлана  Александровна - Глава администрации Очерского муниципального района

Данные о сфере и особенностях передового опыта:

Встреча с представителями  администрации вызывает интерес у подрастающего поколения. Их рекомендации о чтении данных книг  пользуется авторитетом у детей. Личный пример чтения книги, рассказ с любовью о том, как в их доме читают книги вызывают неподдельный  интерес и заинтересованность.

Результаты, эффективность, полученные от применения передового опыта:

В результате  проведенной Акции ребята глубже познакомились с творчеством Пермских писателей. На абонементе книги Пермских авторов стали пользоваться большим спросом. Выросла книговыдача. На встречах дети говорили о том, каким качествам учат эти книги, и как эти качества созвучны с сегодняшним днем.

 

    Неделя информации "Была война. Была победа..."

 Цели и задачи:

  1.  Историко-патриотическое воспитание, его цель пропаганда и изучение российской военной истории, военных подвигов российских солдат в Отечественных войнах. Уважительное отношение к живым и павшим участникам минувших войн.
  2.  Историко-краеведческое воспитание нацелено на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Почему мы вспоминаем Великую Отечественную войну? Только ли потому, что впереди юбилей и очередные торжества? Или это признаки возрождающего национального самосознания, нашего уважения к себе и своей стране? Невозможно быть полноценной состоявшейся личностью не зная историю страны, в  которой ты живёшь.

Работая с учащимися школ по патриотическому воспитанию, можно сделать вывод, что в последние годы дети больше интересуются историей своей семьи, своей страны. Неделя информации получилась насыщенной не только в плане мероприятий, но и в плане общения, можно с уверенностью сказать, что это были не просто беседы и монологи библиотекаря, а именно диалоги, обсуждения, примеры, воспоминания прочитанных книг учащихся.  Книги памяти Очёрского района в последнее время стали настольными книгами не только во время проведения мероприятий, но и повседневно.

Например, присутствуя на уроке истории «Боевая награда в нашем доме», школьники узнали об истории появления наград времён ВОВ, многие приносили награды своих прадедов, прапрадедов. Некоторые приносили  награды отцов, которые участвовали в горячих точках.

Во время проведения Недели информации в читальном зале работали книжные выставки, тематические просмотры, проводились обзоры литературы по определенной теме. Проведено 10 мероприятий, на которых присутствовало 228 учащихся. Работа по патриотическому воспитанию в библиотеке будет продолжена.

 

    Игра-фотослед "Очёрскому краю 80 лет"

 Цель: предоставить возможность детям почувствовать связь между газетой и городом.

 Задачи:

  • Раздать анкеты с заданиями, объяснить правила игры.
  • Пригласить детей к участию.
  • Получить выполненные задания от участников игры.
  • Организовать судейство из членов коллектива редакции и детской библиотеки.
  • Наградить победителей в торжественной форме.
  • Организовать выставку фоторабот и творческих сочинений участников игры.

В 2015 году районной газете «Очёрский край» исполняется 80 лет. К сожалению, основной аудиторией газеты являются пенсионеры, они знают и любят «районку». Мало, кто из современных очёрских детей является постоянным читателем газеты. Чтобы привлечь внимание детей к большому юбилею газеты и к самой газете была выбрана нестандартная форма работы с детьми – дистанционная игра, которую в 2008 году придумал один из юных очёрцев Яков Бояршинов. На данный момент Яков является студентом одного из Екатеринбургских вузов, а его игра живёт и продолжает реализовываться.

Суть игры в том, что детям необходимо разгадать здания, где располагалась редакция за свою историю, найти это здание в городе и сфотографироваться на его фоне. Но не просто сфотографироваться, а изобразить указанный в анкете афоризм.

В честь юбилея газеты детской библиотекой было объявлено начало дистанционной игры «Фотослед». Анкеты с игрой можно было получить на абонементе детской библиотеки и в ходе мероприятий «Ознакомительный экскурс «Очёрскому краю» 80 лет», который проводил руководитель Центра правовой информации.

Анкеты игры «Фотослед» представлены в инновационной карте мероприятия ниже.

В течение месяца читатели могли выполнять задания игры и принести работы в детскую библиотеку, что и было сделано.

Было организовано судейство. В его состав вошли журналисты и представители организатора игры – детской библиотеки.

Формы оценивания работ также представлены в инновационной карте мероприятия.

Были определены победители в двух номинациях: «Лучшая заметка на тему «Что я знаю о районной газете» и «Оригинальные фото», выбран участник, которого члены жюри решили поощрить за смелость и инициативу.

Награждение победителей планируется провести в торжественной форме.

По результатам конкурса будет организована выставка фоторабот конкурса в библиотеке.

Данные о сфере и особенностях передового опыта

 Провести игру в форме фотоследа достаточно легко. Особенность применения – отличные знания о размещении или истории тех или иных зданий, которые могут связаны одной темой. Например, они построены в один исторический период или являются памятниками истории и архитектуры этого города. Фотослед можно организовать и не по зданиям, а по мемориалам, памятным доскам т.д. Главное – заинтересовать детей темой игры, предварительно провести с ними ознакомительное мероприятие по теме игры.

Дети – участники игры могут быть разного возраста, количество участников также ни от чего не зависит. Фотослед можно проводить в определённый день, на скорость, предварительно приняв заявки от команд-участниц и объявив дату, время и место старта.

 Результаты, эффективность, полученные от применения передового опыта

В результате проведения мероприятия дети познакомились с историей районной газеты, узнали, что она – неотъемлемая часть жизни района, что судьба газеты со временем менялась, переводя редакцию в то или иное здание.

Один из классов-участников в этом году записался снова в библиотеку. Игра стала первым массовым библиотечным мероприятием, в котором этот класс принял участие.

В результате проведения мероприятия ребята получили новые знания об истории района и его жизни.

Игра сближает детей, играя, они становятся коллективом и болеют за общее дело, за победу.

 

   Творческая мастерская "Создай историю буквы"

 Цель: знакомство читателей с историей появления письменности и самостоятельная творческая работа.

Задачи:

  • Объяснить читателям то, что устная речь зародилась раньше письменной.
  • Познакомить читателей с периодами постепенного появления письменности, с авторами алфавитов, в том числе с создателями русского алфавита-кириллицы.
  • Смастерить самодельную книжку-гармошку по истории появления буквы.

В начале занятия дети вместе с библиотекарем вспоминают, что буквы и звуки – это не совсем одно и то же, что речь отличается от написанного текста. Затем ребята, отвечая на вопросы библиотекаря, вспоминают, что говорить они учатся самостоятельно в раннем возрасте, а вот писать и читать их учат в школе учителя. Таким образом, библиотекарь объясняет, что исторически устная речь сложилась раньше письменной, а письменность и тем более алфавиты придуманы, созданы людьми специально.

В ходе мероприятия читатели создают свою собственную книжку-гармошку по истории буквы. Сначала из заготовок они склеивают 5 листочков бумаги цветными вкладками между собой и складывают книжку гармошкой. На первой странице книги они рисуют знак, обозначающий их букву (каждый читатель выбирает свою букву). Например, ребёнок загадал букву «С» и нарисовал на первой странице книжки солнышко. Если время занятия позволяет, то можно под рисунком написать несколько понятий, которые может обозначать рисунок ребёнка. Например, рисунок солнца может обозначать слова «светить, день, восход, радость» и т.д.

На второй странице книжки дети рисуют слово на загаданную букву из знаков. Получается что-то вроде ребуса.

На третьем листочке книжки дети рисуют свою букву из кириллицы, затем в письменной и печатной формах.

На последней странице своей книжки-гармошки рисуют буквицу своей буквы.

Таким образом, рисуя и работая над своей маленькой книжкой-гармошкой, дети включаются в исторический процесс появления письменности, создают свою историю буквы.

Данные о сфере и особенностях передового опыта

Данное мероприятие рассчитано на детей младшего школьного возраста, которые знакомятся с языком как таковым, вырабатывают навыки письменности. Идея проведения творческой мастерской возникла у автора после знакомства с книгой С. Прудовской «История букв своими руками» и реализация опыта невозможна без этой книги, потому что часть творческих заданий взята автором опыта из данной книги.

При проведении мероприятия следует учитывать, что должна быть проведена предварительная работа. Все заготовки для книжек-гармошек должны быть вырезаны заранее. Дети должны только склеить книжки и работать в них.

Результаты, эффективность, полученные от применения передового опыта

Ценность этого опыта в том, что каждый участник мероприятия создаёт книжку своими руками. Каждая детская работа остаётся неповторимой, индивидуальной, творческой. В ходе самостоятельной работы руками дети узнают много нового о письменности, её истории и происхождении, о ценности языка как феномена культуры.

 

    Познавательный час «Роль военного плаката в годы Великой Отечественной войны»

 Задача: показать учащимся, что военный плакат совместно с радио и газетами являлись средствами агитации, воздействующими на сознание и настроение людей с целью побуждения их к политической, трудовой или другой активности.

Плакаты времен Великой Отечественной войны — наглядные пособия для разъяснения в доступной форме определённого вопроса.

 Плакаты времен Великой Отечественной войны по силе эмоционального, морально-психологического восприятия читателем, зрителем стоят наряду с такими выдающимися всемирно известными произведениями искусства военного времени, как народный патриотический гимн "Священная война" Александрова или "Седьмая симфония "Шостаковича. Поэтому не случайно только за первые месяцы войны плакаты "Окон ТАСС" так досадили фашистской верхушке, гитлеровскому окружению, что главный нацистский идеолог - министр пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие в выпуске "Окон ТАСС".

С огромным вниманием дети слушали рассказ, рассматривали плакаты тех лет, узнали художников, работающих по этой теме в годы войны. Сравнили плакаты – карикатуры на противника с патриотическими плакатами.

С помощью краеведческой литературы, у нас есть информация, что два московских художника Черемных М.М. и  Родченко А.М. находились в эвакуации в нашем городе в 1941- 1942 гг. Они тоже своим искусством приближали победу: выпускали карикатуры, плакаты, иллюстрации, наладили в Очере выпуск агитокон.

 

К списку статей