Версия для слабовидящих
Муниципальное автономное учреждение культуры филиал «Очерская детская библиотека» Центральная библиотека Очерского городского округа
г. Очёр, ул. Ленина, 33
Тел.: (34278) 3-13-31

Читаем играя, или как привить ребёнку любовь к чтению

Что является залогом успешного обучения? Безусловно, это чтение. Именно поэтому так важно научить ребенка навыкам быстрого осмысленного чтения, умения работать с текстом, выделять в тексте главную мысль.

Проведенные в Харьковском пединституте исследования показали, что между скоростью чтения и успеваемостью школьника существует прямая взаимозависимость.

Среди быстро читающих учащихся на «хорошо» и «отлично» учились 53%, а среди медленно читающих только 4%. Это подтверждает вывод учителей: ребенок, который читает хорошо, может учиться успешно. Не обязательно он будет учиться на отлично, но потенциал у него есть. А медленно читающий ребенок, как бы ни старался, хорошо учиться просто не сможет. И ограничивает его возможности именно медленная скорость чтения.

Навык чтения имеет общеучебный характер, без него невозможно изучение любого предмета. Без овладения навыком быстрого чтения и умения работать с текстом, человек обречен на трудности в освоении любой специальности и развитии творческих способностей. Ведь скорость и качество чтения является важнейшим фактором, влияющим на уровень обучаемости ребенка.

Не будем затрагивать тему скорочтения, в школе оно не применяется. Речь идет о чтении, оптимальном для успешного обучения в школе, о чтении вслух в темпе разговорной речи со скоростью 120-150 слов в минуту.

Хорошая скорость чтения важна не только для успешного обучения в школе, но и для общего развития ребенка. В процессе чтения развивается устойчивость внимания, оперативная память, расширяется словарный запас, речь ребенка - все это влияет на умственную работоспособность школьника.

Как научить читать лучше, затрачивая на это 30 минут в день?

Каждый родитель школьника знает, что в школе регулярно проверяют технику чтения. Только вот как повысить технику чтения у собственного ребенка, знают не все. Многие родители пытаются заставить ребенка больше читать, что, как правило, не приносит ожидаемых результатов и только способствует появлению лишних конфликтов в семье из - за чтения.

А ведь множество проблем можно избежать, если знать как. В этой мини­книге Вы найдете несколько простых игр и упражнений, которые не требуют большой подготовки, не занимают много времени, но помогают ненавязчиво развивать технику чтения, что нам и нужно.

Все игры и упражнения хорошо воспринимаются и первоклашками, и учениками 4 классов. Разница в количестве печатного текста и времени выполнения. И, конечно, без помощи и контроля родителей тут не обойтись.

Не стоит пугаться, много времени эти упражнения не отнимут, родителям надо просто контролировать правильность выполнения и, возможно, иногда немного подсказать.

Все эти упражнения делаются на подручных материалах - любые тексты, книги, газеты - все можно использовать для работы.

Следует особо отметить, что для развития навыка чтения, важно не длительность работы, а частота. Гораздо лучший результат приносят занятия по 20 минут каждый день, чем 1,5 часа раз в неделю. Поэтому, прежде, чем вы начнете заниматься с ребенком, определите удобное для вас и ребенка время и старайтесь регулярно посвящать это время чтению.

Очень полезно читать перед сном. Приучите ребенка читать каждый день перед сном хотя бы 15 минут. Так Вы получаете сразу несколько плюсов:

  • Ребенок ежедневно тренируется в чтении и, соответственно, закрепляет навык чтения.
  • Вырабатывается очень полезная привычка читать перед сном.
  • Ребенок успокаивается, легче и быстрее засыпает.
    • Во сне вся информация перерабатывается, и ребенок хорошо запоминает то, что прочитал перед сном.

Кашу маслом не испортишь? Оказывается, иногда можно и испортить!

Все мы прекрасно знаем поговорку «Хотел, как лучше, а получил, как всегда». Очень часто наши благие намерения приносят обратный результат.

Иногда родители, желая научить ребенка читать быстро, заставляют читать малыша по нескольку страниц и очень удивляются, когда говоришь, что ребенок устал. От чего устал? - спрашивают некоторые, совсем не понимая, что чтение для ребенка - это тяжкий труд. Именно труд, а не удовольствие, как для взрослых.

Если Вы будете заставлять ребенка читать, когда ему трудно и неинтересно, то научить хорошо читать и любить чтение не сможете. Здесь надо выбрать другой путь - через игру и интерес. Только то, что интересно хорошо запоминается и приносит наилучший результат.

Все мы поставлены в такие условия, что вынуждены работать на работе и времени на другие дела остается совсем немного, а сил и того меньше. Понятно, что многое родители, приходя после работы домой, уже не в состоянии тратить время на поиски игр для ребенка и материалов для чтения. Именно поэтому и возникла идея этого сборника игровых упражнений.

В процессе работы с детьми у меня собралось много простых в применении, но очень эффективных игровых упражнений, которые помогают повышать технику чтения, развивают интерес к чтению. Самые простые, не требующие специальной подготовки упражнения, включены в эту мини-книгу.

Теперь Вам не нужно искать, как научить ребенка читать лучше. Вам не нужно нанимать репетитора, водить ребенка на различные курсы. Достаточно 20-30 минут в день позаниматься с ребенком самостоятельно. Даже если Вы не специалист по обучению чтению, используя эти игровые упражнения, вы легко сможете научить ребенка читать лучше и быстрее.

Для начинающих читать. Упражнение для развития навыка чтения Многие учителя на первых порах обучения чтению рекомендуют прочитывать текст вслух 5 раз. Чтобы отработать навык чтения это просто необходимо. Только вот детям наше «необходимо» абсолютно не нужно и читать 3-5 раз подряд заставишь не каждого ребенка. А надо! Выход можно найти, если использовать различные способы чтения. Нам не так важно, на первых порах, чтобы ребенок понял, что читает, как важно, чтобы он научился правильно произносить слово, сливать буквы в слог и слово.

 А обратить внимание на содержание текста можно, читая последний раз, когда уже не надо будет ребенку думать, как произнести эти буквы.

Какие варианты чтения можно использовать, чтобы все-таки почитать текст 5 раз?

Чтение вслух, как обычно.

Чтение шепотом.

Чтение задом наперед. Это получается очень смешно, когда слово прочитывается с конца, но цель - научиться сливать буквы в слог и слово, запомнить, как читаются буквы - достигается легко.

Задание: Есть на свете Вреднючки, которые все делают наоборот. Даже читают. А ты можешь прочитать, как читают Вреднючки?

Чтение вверх ногами. Книгу кладем вверх ногами и читаем слово сначала, только теперь это будет не слева направо, а справа налево. Такое задание надо давать, когда ребенок уже немного читает. Если только учится соединять буквы, то еще рановато.

К списку статей