Версия для слабовидящих
Муниципальное автономное учреждение культуры филиал «Очерская детская библиотека» Центральная библиотека Очерского городского округа
г. Очёр, ул. Ленина, 33
Тел.: (34278) 3-13-31

«ЧТО И КАК ЧИТАТЬ ВАШЕМУ РЕБЁНКУ ОТ ГОДА ДО ДЕСЯТИ»

Инесса Тимофеева


Дети это счастье,

созданное вашим трудом.

В. Сухомлинский

Нет на свете большей радости, чем растить Человека, поэтому профессия учителя – лучшая под солнцем, ведь он имеет дело с самым удивительным и прекрасным, что есть во всей Вселенной. Ах, чего стоят все планеты мироздания в сравнении с головой ребенка! Но если труд учителя так притягателен, то во сто крат он счастливее у родителей: они растят свою кровинку, плод своей любви.

Конечно, у молодости свои права, и поглощенность супругов друг другом естественна. Но, поверьте, духовное общение с вашим созданием, ребенком, укрепит вашу любовь, внесет в нее дивные впечатления и ни с чем не сравнимую радость.

Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулки.

Но не все знают, что не меньше, а порой больше ребенок радуется тогда, когда родители читают ему книжку.

Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение, то есть удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой. Отсюда - радость познания.

Но есть и другая причина детской радости. Маленькие ребята жаждут общаться с родителями: вместе с мамой (папой) читали сказку, вместе переживали за добрых героев, вместе тревожились, печалились, радовались; вместе наслаждались дивным звучанием родного языка, открывая красоту и смысл слов.

Дай Бог, чтобы с годами это единение развивалось и сохранялось, особенно в подростковом возрасте, когда у ребят на первый план выходят друзья и товарищи.

Родители читают малышу книжки не только для того, чтобы развивать и позабавить его. Давно известно, что детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека. С малых лет хорошие книги внушают ребенку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к достойным поступкам. Поэтому берите себе в помощники для воспитания детей Пушкина и Андерсена, Лермонтова и Киплинга, Льва Толстого и Свифта, а также других писателей, пусть не великих, но талантливых и благородных.

Хотя одна молодая мать как-то сказала: «Книгами ребенка не воспитаешь». В этих словах есть зерно истины, потому что подчас встречаются люди начитанные, но непорядочные, и даже негодяи. Про таких говорят: «Не в коня корм!».

Главное в воспитании – пример родителей и то, как вы организовали быт и жизнь своего ребенка, но если это соблюдено, то и книга имеет большое значение. Вот как об этом рассказал А.П. Чехов. Прокурор Евгений Петрович – герой рассказа «Дома», узнав, что его семилетний сын пробует курить, умно и логично говорит с ним о вреде курения, но его слова не трогают мальчика. «Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, недостаточно подтасовываться под его язык, но нужно также уметь и мыслить на его манер», - подумал отец и сочинил сказку о прекрасном принце, который заболел и умер от курения. Сказка произвела на Сережу сильное впечатление: он обещал никогда-никогда не курить...

Если слабая, неумелая сказка оказала такое воздействие, то какую силу имеют истинно художественные произведения!

Сухие наставления, прописные истины противны детям. Можно повторять каждый день: будь добрым, будь отзывчивым, будь прилежным, только толку не добьешься. Но самые сложные и большие человеческие чувства могут прийти к детям в рассказах о людях и событиях. Вот как об этом сказал В. Высоцкий:

 

Если, путь прорубая отцовским мечом,

Ты солёные слёзы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почём, —

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

(«Баллада о борьбе»)

Говоря о значении книг в воспитании, я буду часто рассказывать о девочке Насте с полутора до шести лет: родителям интересно сравнивать своего сына (дочь) с другими детьми, перенимая из их воспитания то хорошее, что подходит ему (ей) по возрасту, развитию, характеру, интересам. Дети ведь очень разные, но много и сходства.

Любящие родители растят своих ребят для счастья, только как понимать его? Некоторые люди преувеличивают значение денег для семьи. Я знаю дом миллионера, где малыш скучает и плохо развивается, и семьи среднего и даже скромного достатка, где родители живут с ребенком в радости, всесторонне развивая его.

Приведу еще более разительный пример. Босоногое и полуголодное детство моего покойного мужа пришлось на трудные двадцатые и тридцатые годы, но через всю жизнь он пронес о нем светлую, благодарную память. Сколько было счастья! Как рыбачил с отцом, как с братом и сестрой ходил в лес за желудями для поросенка, который, точно собачонка, бегал за ними купаться в речке... Запомнились и вечера – чтение вслух за общим столом.

В наше время, тоже непростое, становится все больше молодых женщин, которые справедливо считают, что дети и их воспитание - это высшее предназначение женщины и неиссякаемый источник вдохновения и творчества. Я знаю интеллигентную семью, где пятеро детей, от двух до семи лет, получают прекрасное воспитание. Родители водят их в детские театры, музеи, на выставки. Каждый раз – это событие и праздник в жизни ребят. К нему заранее готовятся, а потом вспоминают, обсуждают, рисуют. Берут даже годовалую Галочку. В ответ на мое изумление мать сказала: «В Эрмитаже она радовалась больше всех». Вот оно, неосознанное и, может быть, самое сильное воздействие красоты и гармонии, переполняющее все существо и определяющее развитие человека, когда прекрасное и изящное становится потребностью души. Быт семьи скромный, но разумный.

 

Продолжение следует

Тимофеева, И. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти / Инесса Тимофеева // Приложение к журналу «Читайка». – 2010. - № 9. – С. 2-5.

К списку статей