Версия для слабовидящих
Муниципальное автономное учреждение культуры филиал «Очерская детская библиотека» Центральная библиотека Очерского городского округа
г. Очёр, ул. Ленина, 33
Тел.: (34278) 3-13-31

Сценарий урока семейной любви «День отца»

По технологии уроков семейной любви Е.В. Бачевой, руководителя ЧОУ ДПО «Академия родительского просвещения и образования» (г. Пермь).

Инвентарь: проектор для просмотра видеороликов о папах, клей-карандаш и ножницы для конвертов добрых слов (заготовки для конвертов), книги и журналы из списка, копия указа Президента от 04 октября 2021 г. «О дне отца», памятки «Папам девочек» и «Папам мальчиков».

Ход занятия:

- Добрый день, дорогие юные друзья. Сегодня мы с вами собрались поговорить на очень важную тему. Тема эта важна была для нашей страны всегда. Разрешите я зачитаю письмо-благословение отца сыну, государя-императора Александра III своему сыну, государю-императору Николаю II (из журнала «Родной дом», с.30-31, №1, 2013 г.) - читать не всё письмо, а по возрасту. Последнее предложение - главное!

Это было более 100 лет назад – ценность семьи и отцовства понимали всегда даже на государственном уровне. Мы живём в 21 веке. И в этом году 4 октября Президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ «О дне отца» (прочитать).

- Давайте подумаем с вами, почему так важно говорить сегодня о роли отца в семье?

Поднимите, пожалуйста, руки те ребята, которые живут в семье, где мама и папа, родные вам, - ваши семьи называются полными.

Ручки подняли не все ребята. И это говорит о том, что семьи бывают разные: полные и неполные, когда одна мама или один папа воспитывает детей; семьи бывают приёмные, когда дети воспитываются приёмными родителями; бывает, что ребёнка воспитывают бабушка и дедушка, когда родители трагически погибают или не могут воспитывать детей. Семьи бывают разными. Но, дорогие ребята, правильно, когда ребёнок воспитывается в полной семье, где есть мама и папа.

О мамах мы все знаем, что они ближе всех своему ребёнку, она отвечает за эмоции, чувства, настроение ребёнка. Мамин труда всегда в почёте. Она – заботушка, мама делает все, чтобы вам жилось легко, красиво, уютно, сытно. О папах говорят гораздо меньше. Давайте мы с вами посмотрим один сюжет о том, кто такой папа в семье, и поговорим об этом (видеозапись «Папа не слово, а человек»).

- Что вы поняли из этого сюжета? Расскажите, что вам запомнилось. Почему папа не слово, а человек?

Прошу обратить ваше внимание на то, что в сюжете сказали, что папа – это не просто слово, папа – это человек. Поэтому в современных семьях нередко, когда мама второй раз вышла замуж, что ребёнка воспитывает не родной отец. Часто бывает так, что он делает это лучше, чем родной. А бывает и наоборот, что родной отец, живя в другой семье, занимается воспитанием своего ребёнка лучше, чем второй мамин муж.

Пример мужского поведения в семье задаёт не только папа, в семьях есть братья мамы или папы. Они кем приходятся ребёнку? Есть отцы родителей. А это кто по отношению к ребёнку? Правильно, дяди и дедушки. Бывает и так, что воспитанием в семьях занимаются они. И это тоже будет мужское, по-настоящему отцовское, воспитание. Такое возможно.

- Сначала, ребята, скажите вы сами – кто же такой ОТЕЦ?

А теперь обратимся к словарю семейного счастья и прочтём мнения ученых о том, кто такой ОТЕЦ (с.22).


- Совпадает ли мнение учёных с вашим пониманием слова «ОТЕЦ»?

Дети, каждый по-своему, и в то же время все одинаково воспринимают понятие «Отец». В журнале «Родной дом», который издаёт Пермская детская библиотека имени Льва Ивановича Кузьмина опубликованы мнения детей, учеников 6-7 классов пермских школ. Вот, что они говорят. (с.25, №3, 2014 г.).


 - А что бы вы добавили от себя?

Молодцы, прекрасные ответы. Сейчас я вам прочту стихотворение Владимира Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо». Вы его прекрасно знаете. И прослушав его, ответите мне на вопрос: почему малыш пришёл с вопросами именно к папе?

Крошка сын

к отцу пришел,

и спросила кроха:

— Что такое

хорошо

и что такое

плохо? —

У меня

секретов нет, —

слушайте, детишки, —

папы этого

ответ

помещаю

в книжке.

 

— Если ветер

крыши рвет,

если

град загрохал, —

каждый знает —

это вот

для прогулок

плохо.

Дождь покапал

и прошел.

Солнце

в целом свете.

Это —

очень хорошо

и большим

и детям.

 

Если

сын

чернее ночи,

грязь лежит

на рожице, —

ясно,

это

плохо очень

для ребячьей кожицы.

 

Если

мальчик

любит мыло

и зубной порошок,

этот мальчик

очень милый,

поступает хорошо.

 

Если бьет

дрянной драчун

слабого мальчишку,

я такого

не хочу

даже

вставить в книжку.

 

Этот вот кричит:

— Не трожь

тех,

кто меньше ростом! —

Этот мальчик

так хорош,

загляденье просто!

Если ты

порвал подряд

книжицу

и мячик,

октябрята говорят:

плоховатый мальчик.

 

Если мальчик

любит труд,

тычет

в книжку

пальчик,

про такого

пишут тут:

он

хороший мальчик.

 

От вороны

карапуз

убежал, заохав.

Мальчик этот

просто трус.

Это

очень плохо.

 

Этот,

хоть и сам с вершок,

спорит

с грозной птицей.

Храбрый мальчик,

хорошо,

в жизни

пригодится.

Этот

в грязь полез

и рад.

что грязна рубаха.

Про такого

говорят:

он плохой,

неряха.

Этот

чистит валенки,

моет

сам

галоши.

Он

хотя и маленький,

но вполне хороший.

 

Помни

это

каждый сын.

Знай

любой ребенок:

вырастет

из сына

cвин,

если сын —

свиненок,

Мальчик

радостный пошел,

и решила кроха:

“Буду

делать хорошо,

и не буду —

плохо”.

(читать из книги!)

- Ну, что ж? Теперь вспомнили, почему мальчик пришёл с вопросами именно к папе?

Дети отвечают.

- Конечно, папа объясняет проще. Мамы часто говорят много, приводят примеры, с чем-то сравнивают, а папы, пользуясь прямой мужской логикой, объясняют детям простые вещи очень доступно.

Давайте посмотрим ещё один видеосюжет, в котором о своих папах рассказывают дети (ролик «Лучший день»).

- Понравилось? А какой для вас лучший день с папой?

Замечательные дни вы запланировали. И если желаете, чтобы они сбылись, мечтайте о них всерьёз.

День отца – это праздник. А в праздник принято дарить подарки и делать сюрпризы. И мы с вами сегодня сделаем вашим папам подарочные сюрпризы. Мы изготовим для них конверты добрых слов. Пообещайте мне, что вы подарите их не сегодня, а именно в праздничный день, в воскресенье, 17 октября. Итак, мы с вами вырезаем и клеим конверты и выбираем красивые слова для папы. Какой он, ваш папа? А ещё у меня для вас есть домашнее задание. Вы получаете от нас два пустых листочка, на которых написано: «Я люблю тебя, папа (дедушка, дядя, отчим, крёстный), потому что……..», а закончите дома вы сами. Второй листочек вы передадите маме, или бабушке, или сестре, или брату, и его закончат они и вложат в конверт, который вы подарите когда? В праздник.

А пока вы работаете, проведём небольшую викторину о папах из детской литературы.

  1. Как зовут отца Пеппи Длинныйчулок? (Эфроим Длинныйчулок)
  2. Королем какого острова был Эфроим Длинныйчулок? (Веселия)
  3. Кто подарил говорящее полено папе Карло? (Джузеппе, по прозванию Сизый нос)
  4. Кем был по профессии папа Карло? (шарманщик)
  5. Как звали папу Дяди Федора в книгах Эдуарда Успенкого? (Дмитрий)
  6. Папа Дяди Фёдора предложил оставить кота, так как он может:

а) сторожить дом,    б) ловить мышей,         в) радостно мурлыкать

(Сторожить дом: Будет у нас сторожевой кот)

  1. Как звали папу Муми-тролля? (Муми-папа)
  2. Кому хотел сделать подарок из камня Муми-папа? (Муми-маме)
  3. Что плохо для прогулок, по мнению В. Маяковского?

(Если ветер крыши рвет,

Если град загрохотал, -

Каждый знает –

Это вот для прогулок плохо).

10. Кто может вырасти из сына-свиненка в стихотворении В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» (Вырастет из сына – СВИН).

 

Список источников:

  1. Бачева Е.В. Словарь семейного счастья.
  2. Журнал «Родной дом»: №1,2013; №3, 2014.
  3. Указ Президента РФ от 4 октября 2021 г. «О Дне отца».
  4. Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино.
  5. Линдгрен А. Пеппи Длинныйчулок.
  6. Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо?
  7. Успенский Э. Дядя Фёдор, пёс и кот.
  8. Янссон Т. Муми-тролль.

 

К списку статей